Всемирный день безопасности пациентов
Безопасность пациентов – это основополагающий принцип оказания медицинской помощи. Для повышения безопасности пациентов необходимы комплексные решения в рамках системы здравоохранения – широкий спектр мероприятий по улучшению организации деятельности, в том числе инфекционный контроль, безопасное применение лекарственных средств и медицинских изделий, безопасную клиническую практику и безопасные условия для оказания помощи. Для безопасности пациента существует добровольное информированное согласие. Этот документ, подписанный пациентом или его законным представителем, является необходимым предварительным условием для проведения медицинского вмешательства. Пациент имеет право полностью отказаться от медицинского вмешательства, а также потребовать его прекращения. Он может также отказаться от конкретного медицинского вмешательства при наличии выбора различных вариантов медицинских манипуляций. При отказе от медицинского вмешательства гражданину, одному из родителей или иному законному представителю в доступной для него форме должны быть разъяснены возможные последствия такого отказа. Часто, отказываясь от медицинской помощи пациенты начинают заниматься самолечением, что приводит к множественным рискам:
1.Неправильная диагностика и маскировка симптомов
2.Упущенное время, задержка с обращением к специалисту
3.Неправильный способ введения препаратов, передозировка
4.Опасные лекарственные взаимодействия
5.Тяжелые побочные реакции
6.Развитие устойчивости к лекарству
Основные цели современного общения между врачом и пациентом – это создание хороших межличностных отношений, облегчение обмена информацией и вовлечение пациента в процесс лечения. Хорошее общение между врачом и пациентом потенциально помогает пациенту быть открытым и откровенно рассказывать о своих симптомах, облегчает понимание медицинской информации и позволяет лучше определить потребности, нужды и ожидания пациентов. Пациенты, имеющие хорошие взаимоотношения со своим врачом, с большей вероятностью получат позитивные исходы лечения, т.к. будут более охотно и подробно делиться с врачом своими проблемами, будут следовать советам, придерживаться совместно согласованного плана лечения, реабилитации, будут соблюдать рекомендации по питанию и образу жизни. Это позволит более точно диагностировать заболевания и составлять корректные программы лечения, ухода, профилактики.
Что же нужно сделать, чтобы стать не просто пациентом, но активным и полноправным участником процесса лечения?
1.Сообщать обо всех симптомах болезни, побочных действиях и нежелательных реакциях на лекарства, т.к. никто лучше вас не знает симптомы и реакции.
2.Активно участвовать в разработке плана лечения, профилактики и реабилитации, задавать все, интересующие вопросы, т.к. вы максимально заинтересованы в результате.
3.Соблюдать правила приема лекарств.
4.Следить за состоянием здоровья на регулярной основе.
Ознакомиться с методическими материалами о Всемирном дне безопасности пациентов, представленных на сайте ФГБУ «Национальный институт качества» Росздравнадзора можно перейдя по ссылке http://nqi-russia.ru.